Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза»

г. Гомель, ул. 70 лет БССР, 27
тел. 31-26-94 (приемная)

E-mail:  sovroo-sch58@sovroo.gorodgomel.by

Книга Беларуси
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Гордость нашей гимназии

Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Мы в социальных сетях
    
Погода

"Спешите делать добро!"

Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

(в помощь выбирающему профессию)

 

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание − одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач − подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20-30% работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьез­ными недугами. А 70-80% рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии − сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

- изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;

- подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;

- ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;

- читайте специализированные книги и журналы;

- наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;

- побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;

- продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в выбранной профессии;

- ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;

- сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;

- приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию.

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

 

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ ОТВЕТ,

ПЛАНИРУЯ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КАРЬЕРУ

- От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

- Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

- Какие учебные предметы у вас любимые?

- Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

- О какой работе вы мечтаете?

- Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

- Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?

- Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?

- Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

- Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

- Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

- С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

- Какие ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

 

ПОМНИТЕ!

Хочу − стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу − возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо − потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

 

ЛИЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН УЧАЩЕГОСЯ

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых пре­пятствий для реализации основного варианта.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЛАНА

- Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).

- Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования).

- Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности выбора и стремлении к его осуществлению).

- Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).

 
Наши достижения
PreviousNext

Обратная связь

Обращения граждан и юридических лиц в главное управлении образования Гомельского облисполкома принимают по телефону (75 63 23 - приемная), на адрес электронной почты (office@gomeluo.gomel.by) и сайте (www.gomeluo.gomel.by)

Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета


Белорусская ассоциация "КОНКУРС"


Конкурс имени Вернадского

Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского

Календарь праздничных дней и памятных дат

Смотреть

Ссылки на образовательные порталы

rikz.by

kudapostupat.by


Каждый четверг классный руководитель с классом выходят на закрепленные им территории для уборки


Могилевский институт МВД

Могилевский институт МВД Республики Беларусь




"Горячая линия" по выявлению неблагополучных семей заработала в Гомеле. Звонить на «горячую линию» можно  ежедневно с 19 до 21 часа по телефонам 62-25-13 и 62-37-83.

Отделом образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля организована "горячая линия" с 08:30 до 17:30 (понедельник-пятница) для выявления фактов угрожающих здоровью и жизни несовершеннолетних. тел. "горячей линии": 40-66-65

Поиск информации

     

Министерство образования республики БеларусьaduДетский правовой сайтАкадемия последипломного образованияГомельский городской исполнительный комитетГомельский областной институт развития образования