Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза»

г. Гомель, ул. 70 лет БССР, 27
тел. 31-26-94 (приемная)

E-mail:  sovroo-sch58@sovroo.gorodgomel.by

Книга Беларуси
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Гордость нашей гимназии

Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Мы в социальных сетях
    
Погода

"Спешите делать добро!"

Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза

Наиболее часто встречающиеся ошибки при выборе профессии:

1. Выбор профессии «за компанию».

Часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор.

Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, хотя принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного пути. А дальше все зависит от удачи: если повезло, и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет – уже через год-полтора учебы в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа». Если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.


2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», и не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть. Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании – момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Схожая ситуация возникает с такими профессиями как киноактер, эстрадный певец, музыкант и др.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.


3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых есть один геолог – колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в ВУЗ, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путешествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу на разведку нефтяных месторождений. А молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он предпринимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к незнакомому с его досужими рассказами (по сути – к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к его профессии.

«Хороший человек» – это не профессия, если Тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает он.


4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если Тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

А еще часто бывает так, что стирается граница между интересом к учебному предмету и к человеку, который этот предмет преподает. Понравился какой-то учитель в школе – нравится и предмет. Если такой интерес принимается за склонность к профессии – велик риск ошибки.

Школьный предмет – это еще не профессия. Интерес к нему не обязательно говорит о том, что понравится и связанная с ним работа.


5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Основываясь на этом признаке, некоторые молодые люди выбирают, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, Ведь к тому времени, когда Ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично.


6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

«Говорят взрослые и друзья, что мне медведь на ухо наступил — ну ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!». Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности, не предъявляющих столь жестких требований к устной речи, этот человек вполне мог бы добиться успехов.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.


7. Недостаточный учет своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно, но стать специалистом весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует твоим способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше твои способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у тебя будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.

Делать своей профессией целесообразно то, что у тебя хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.


8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они Тебя подталкивают.

Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и профессию, и человека которому советует.

Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, от человека, который толком не знает ни Тебя, ни рекомендуемой профессии.


9. Незнание и недооценка своих физических особенностей, недостатков и игнорирование медицинских противопоказаний.

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Поэтому обязательно нужно проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем.

Когда человек выбирает профессию, игнорируя медицинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то и вообще жизни себя лишить. И не только себя! Представь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегето-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет на ходу сознание.

Существуют профессии, которые могут быть Тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья. Таких профессий немного и к ним относятся, в основном, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце и т.п.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие Тебя профессии совместимы с состоянием твоего здоровья.


10. Ориентация на мнение значимых или близких тебе людей.

Часто случается, что близкие нам люди навязывают нам собственное мнение и всеми другими доступными средствами подталкивают нас к выбору той или иной профессии.

К примеру, взрослый человек (помощник воспитателя группы), которая очень хотела, но, в силу жизненных обстоятельств, не смогла приобрести высшее образование, чувствует, возможно, ограниченность своих возможностей на работе. В общении с воспитанником она всеми силами будет ориентировать ребенка на приобретение высшего образования.

К сожалению, в такой ситуации, взрослые могут игнорировать интересы и склонности ребенка ради реализации собственной мечты, пускай, даже, и на примере другого человека.

Столкнувшись с подобной ситуацией, молодой человек или подросток должен быть достаточно критичен к мнению старших. Он должен выбирать профессию, основываясь на собственных способностях и интересах, советах специалистов.


11. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах, склонностях, и способностях.

Разобраться в себе Тебе помогут учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог учреждения, где ты обучаешься.

Полезными могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей в виду, что необходимо относиться критически к результатам тестов, и к тому, что пишут в психологических книгах. Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


12. Отношение к выбору профессии как к чему-то неизменному.

Проанализируй ситуацию на рынке труда. Обрати внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будь готов к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойся того, что выбор профессии сейчас, в 9 или в 11 классе, фатальным образом определит всю твою судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает тебя ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если ты затем передумаешь и найдешь что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.


Несмотря на важность наличия при выборе профессии индивидуальных способностей, в реальности большое значение имеют и другие факторы и условия. Например, очень важными оказываются ответы на вопросы: «Кто должен сделать последний и решающий выбор?» и «Кто несет ответственность, если, выбор сделан неверно?» Несомненно, основная ответственность ложится на того, кто выбирает профессию. Чтобы не совершить ошибку, положившись полностью на мнение окружающих, молодые люди должны сами проявить высокую активность в приобретении информации о своей будущей профессии. Как говорится, «под лежачий камень вода не течет». Если не быть любознательным и целеустремленным в выборе профессии, то неправильный шаг неизбежен. Только высокая активность и подлинная заинтересованность своей судьбой обеспечат правильный выбор.


 
Наши достижения
PreviousNext

Обратная связь

Обращения граждан и юридических лиц в главное управлении образования Гомельского облисполкома принимают по телефону (75 63 23 - приемная), на адрес электронной почты (office@gomeluo.gomel.by) и сайте (www.gomeluo.gomel.by)

Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета


Белорусская ассоциация "КОНКУРС"

Интернет-портал Президента Республики Беларусь

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь

Факультет довузовой подготовки ГГТУ


Конкурс имени Вернадского

Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского

Календарь праздничных дней и памятных дат

Смотреть

Ссылки на образовательные порталы

rikz.by

kudapostupat.by


Каждый четверг классный руководитель с классом выходят на закрепленные им территории для уборки


Могилевский институт МВД

Могилевский институт МВД Республики Беларусь


Республиканская «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

8 801 100 16 11

«Телефон доверия»  учреждения «Гомельский городской центр социального обслуживания семьи и детей»

170

«Телефон доверия» учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»

8 0232 31 51 61

ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

8 0232 33 57 82

Центр, дружественный подросткам «ПОДРОСТОК»

8 0232 31 08 86

8 0232 31 08 87
375 44 767 78 27

8 0232 31 08 87

+375 44 767 78 27

Центр Социального обслуживания населения Советского района г. Гомеля
8 0232 22 45 47

Центр Социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Гомеля
8 0232 34 97 92

Центр Социального обслуживания населения Новобелицкого района г. Гомеля
8 0232 31 44 45

Центр Социального обслуживания населения Гомельского района 
8 0232 37 42 97

Гомельский районный социально-педагогический центр
80232 91 78 30

Гомельская центральная городская детская клиническая поликлиника (ул. Быховская, 108)
8 0232 40 18 98

"Горячая линия" по выявлению неблагополучных семей заработала в Гомеле. Звонить на «горячую линию» можно  ежедневно с 19 до 21 часа по телефонам 62-25-13 и 62-37-83.

Отделом образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля организована "горячая линия" с 08:30 до 17:30 (понедельник-пятница) для выявления фактов угрожающих здоровью и жизни несовершеннолетних. тел. "горячей линии": 40-66-65

Поиск информации

     

Министерство образования республики БеларусьaduДетский правовой сайтАкадемия последипломного образованияГомельский городской исполнительный комитетГомельский областной институт развития образования