Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
«Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза»

г. Гомель, ул. 70 лет БССР, 27
тел. 31-26-94 (приемная)

E-mail:  sovroo-sch58@sovroo.gorodgomel.by

Книга Беларуси
Книга Беларуси XIV-XVIII веков
Гордость нашей гимназии

Ваше мнение
Кто по вашему мнению в большей мере должен заниматься воспитанием ребенка в 6-ой день недели?
семья
школа
другое
Мы в социальных сетях
    
Погода

"Спешите делать добро!"

Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф. П. Гааза

Инновационный проект



Министерство образования Республики Беларусь

Управление образования Гомельского облисполкома

Отдел образования администрации Советского района г.Гомеля

Государственное учреждение образования «Гимназия №58 г.Гомеля

имени Ф.П.Гааза».

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела образования

администрации Советского района

г.Гомеля

_____________ Н.С. Жгирова

«01» марта     2011г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного учреждения образования «Гимназия №58 г.Гомеля имени Ф.П.Гааза».

____________ В.И.Петухов

«01» марта      2011г.



Инновационный  проект

«Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 7 классов на православных традициях белорусского народа. Православное краеведение»

Сроки реализации: 2011 - 2013



Проект составил:

Петухов Виктор Иванович

_____________

Директор государственного учреждения образования «Гимназия №58 г.Гомеля имени Ф.П.Гааза».

246012, Беларусь, Гомель,

ул.70 лет БССР, 27.

456971, факс 456970, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Согласовано:

Финькевич Людмила Владимировна

____________ зав. кафедрой

психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», кандидат психологических наук, доцент;

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ,

8 0 177 57 34 84

Бройко Александр Васильевич

_____________ директор Правления

Центра православного просвещения

преп. Евфросиньи Полоцкой

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ,

8 0 177 57 34 84


Гомель

2011

Оглавление

Стр.

  1. Общие сведения  об инновационном проекте ………………………………  3
  2. Данные  о научных консультантах …………………………………..............  3
  3. Обоснование целесообразности осуществления

инновационного проекта ……………………………………………………..  4

  1. Формулировка целей и задач инновационного проекта …………………… 6
  2. Описание научных теорий и разработок,                                                                   на основе которых создается инновационный проект ……………………..  7
  3. Основная идея инновационного проекта                                                                    и направления ее осуществления ……………………………………………  10
  4. Описание программы, сроков проведения                                                инновационной деятельности ……………………………………………….  13
  5. Календарный план реализации программы                                                               на 2011-2013 годы……….…………………………………………………….  17
  6. Описание критериев и показателей, по которым определяется                эффективность инновационная деятельности ……………………………… 22
  7. Кадровое обеспечение ……………………………………………………….  23
  8. Материально-техническое обеспечение ……………………………………  25
  9. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение ……………….26
  10. Финансово-экономическое обеспечение …………………………………… 27








  1. 1. Общие сведения об инновационном проекте

Полное название проекта «Внедрение модели организационно-методического

обеспечения программ духовно-нравственного

воспитания учащихся 5-7 классов на православных

традициях белорусского народа»



Полное название Государственное учреждение образования

учреждений образования «Гимназия №58 г. Гомеля имени Ф.П.Гааза»



Адрес учреждений 246012, г. Гомель, ул. 70 лет БССР, дом 27

образования Телефон: 8 (0232) 45-69-70

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript




Авторы проекта Директор государственного учреждения

образования «Гимназия №58 г.Гомеля имени

Ф.П.Гааза»                                     В.И. Петухов

Социальный педагог государственного

учреждения образования «Гимназия

№58 г. Гомеля имени Ф.П.Гааза»

О.В.Синеокина

Учитель начальных классов государственного

учреждения образования «Гимназия №58

г.Гомеля имени Ф.П.Гааза»          Э.И.Жихарева



Временные рамки 2011 – 2013 годы

реализации проекта



2. Данные  о  научных  консультантах

Ф. И. О. Финькевич Людмила Владимировна

Место работы УО «Белорусский государственный педагогический

университет имени М. Танка»

Должность декан факультета психологии

Ученая степень кандидат психологических наук, доцент, лауреат премии им. Свв.

Мефодия и Кирилла


Ф.И.О. Бройко Александр Васильевич

Место работы общественное объединение «Центр православного просвещения

Преподобной Евфросинии Полоцкой»

Должность директор



3. Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Целесообразность осуществления инновационного проекта обусловлена как общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – воспитание гражданина и патриота, высоконравственной личности, порядочного и культурного человека, так и локальной задачей, стоящей перед гимназией №58 г.Гомеля – создание авторской системы воспитания с точки зрения нравственно-эстетического развития ребёнка.

В республиканских инновационных проектах, связанных с воспитанием нравственности, коллектив нашей гимназии участвует с 2007 года. В условиях постиндустриального общества, активного проникновения в нашу жизнь чуждых нравственных ориентиров и ценностей, агрессивной информационной политики западной массовой культуры, активной работы на постсоветском пространстве деструктивных сект и организаций найти тему более важную и значимую для белорусского народа и государства, чем духовно-нравственное воспитание практически невозможно.

Воспитание – краеугольный камень любой общественной конструкции. Разработанные программы сотрудничества белорусского государства и БПЦ заложили основы для плодотворного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе, в сфере образования. Такое сотрудничество реализует фундаментальное право ребёнка и его родителей на воспитание в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями.

Значимость проблем воспитания, в том числе духовно-нравственного, подтверждается тем, что Глава белорусского государства регулярно встречается с главами Русской Православной и Римско-Католической Церквей, регулярными стали встречи Президента Республики Беларусь со Священным Синодом Белорусской Православной Церкви, где обсуждаются самые насущные проблемы нашей страны. Программа «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа» была разработана по поручению Президента Республики Беларусь. Государство видит в лице Церкви надежного партнера в решении многих социальных задач.

В настоящее время современные высокоразвитые страны находятся в глубочайшем кризисе всей системы экономических и социальных отношений, порождаемом нравственным состоянием общества. Нравственное неблагополучие широких слоев секуляризированного населения, упадок моральный, гражданский, социальный, политический, семейный, демографический, – все это признаки глобального кризиса современной цивилизации. Рост комфортабельности жизни сопровождается исчезновением смысла жизни, экономический прогресс – нравственным регрессом, изобилие секса – недостатком любви, рост наслаждений – дефицитом радости. Это симптомы психологического нездоровья современного общества, которые могут быть устранены при условии обращения к традиционным духовно-нравственным ценностям.

Поиском выхода из сложившегося кризиса занимаются как государственные, так и общественные институты. Предлагаются различные экономические, социальные модели преобразования страны. Ищется объединяющая идея, способная выразить традиции Беларуси и дать ясные духовно-нравственные ориентиры в общественной жизни. Этой национальной  идеей может стать православная культура, духовно-нравственное воспитание школьников на основе православных традиций белорусского народа.

За прошедшие полтора десятка лет белорусское государство и Церковь сделали значительные шаги навстречу друг другу по пути укрепления взаимопонимания и сотрудничества. Это позволило заложить основы для плодотворного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе, в сфере образования.

Идет последовательный поиск наиболее эффективных путей сотрудничества органов управления образованием, учреждений образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи. Реализация инновационных проектов и является одним из таких путей.

Таким образом, целесообразность осуществления инновационного проекта в гимназии №58, по нашему мнению, обусловлена следующими причинами:

  • Необходимостью воспитания гражданина и патриота, любящего и преданного своей семье, своим родителям, своему городу, своей стране, путём формирования ценностных ориентаций, воспитания нравственности, развития духовности;
  • Общепланетарным кризисом культуры, искусства, морали и нравственности в условиях постиндустриального общества;
  • Необходимостью практической реализации государственных программ по развитию соьрудничества между Белорусской Православной Церковью и школой;
  • Наличием в гимназии музыкальных и художественных классов, в которых обучаются более 60% всех учащихся;
  • Опытом участия в республиканских инновационных проектах с 2007 года, значительным количеством методических разработок, созданной системой работы с родителями, запросами жителей микрорайона;
  • Искренним желанием учителей и учащихся продолжать эту работу.


4 .Формулировка целей и задач инновационного проекта

Цель инновационного проекта:

- разработка, освоение, внедрение и определение эффективности модели организационно-методического обеспечения преемственности в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и учащихся средних классов на православных традициях белорусского народа в учреждении образования «Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф.П.Гааза»

Задачи:

  • определить оптимальные варианты и параметры взаимодействия гимназии №58 и организаций (органов государственного управления и управления образования,учреждений культуры и спорта, общественных организаций, учреждений образования г. Гомеля и Гомельской области, семьи, структур Белорусской Православной Церкви, общественности) в реализации задач духовно-нравственного воспитания учащихся средних классов на православных традициях белорусского народа;
  • разработать методические рекомендации по реализации программного содержания духовно-нравственного воспитания учащихся средних классов;
  • наладить эффективные формы взаимодействия с родителями учащихся через привлечение их к совместной инновационной работе по внедрению программ духовно-нравственной направленности, повысить роль семьи в воспитательно-образовательном процессе;
  • осуществить анализ состояния духовно–нравственного воспитания учащихся гимназии;
  • организовать с 2012 года в рамках открытого конкурса ученических исследовательских работ («Гаазовские Чтения») проведение научно-методического конкурса для учителей и работников образования «Православие и педагогика»;
  • создать на базе гимназии ресурсный центр и медиатеку по преподаванию основ православной культуры, включив в неё собственные разработки педагогического коллектива;
  • открыть интернет-страницу для отражения работы по реализации идей инновационного проекта;
  • опираясь на сотрудничество со школами г. Москвы и г. Севастополя изучить организационные и методические подходы в реализации сотрудничества школы и церкви в сопредельных странах.


5. Описание научных теорий и разработок, на основе которых создается инновационный проект

Методологической основой проекта являются идеи классиков педагогики – Пирогова Н.И. о приоритете воспитания над образованием, Ушинского К.Д. и Рачинского С.А. о единстве духовно-нравственного воспитания с традиционными для нашего народа православными ценностями. Авторы опирались на основополагающие идеи современной православной педагогики и психологии (Т.А. Флоренская, М.Я. Дворецкая, В. Коржевский, Б.В. Ничипоров, Л.В. Сурова, Е. Шестун, и др.). Приняты во внимание аксиологический и культурологический подходы, идеи христианской антропологии, где центральным понятием выступает духовная жизнь личности, в осуществлении которой и есть смысл развития (Святитель Феофан Затворник, А.И. Осипов, В. Свешников и др.)

Разработка образовательной системы, отвечающей национальным православным традициям, не является для отечественной педагогики абсолютно новой задачей. Судя по классическим историко-педагогическим изысканиям СИ. Гессена, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, в «досоветской» педагогике именно следование евангельским заповедям рассматривалось как гарантия достаточно широко noнимаемого духовного воспитания. Не случайно в конце ХIХ века в религиозно-педагогической теории и практике К.П. Победоносцева и А. Рачинского воспитание духовности прямо связывалось со следованием православному канону.

В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.И. Исаев, В.И. Косик, Н.Д. Никандров, Т.И, Петракова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков). Во многом благодаря работам названных авторов, сегодня, на рубеже XX-XXI вв., педагогика ориентируется на продолжение и развитие собственной традиции, подразумевающей следование в педагогической деятельности образцам (идеям, нормам, принципам) православного воспитания. Подобные образцы широко представлены не только в истории отечественной педагогической мысли (от Владимира Мономаха до В.В. Зеньковского), но и в материалах Всемирных Русских Соборов (I, 26-28 мая 1993; II, 1-3 февраля 1995; III, 4-6 декабря 1995) и Международных Рождественских Образовательных Чтений 1990-х годов, в исследованиях опыта православной святоотеческой педагогики (о. А. Иванов, прот. Г. Каледа, о. А. Кураев, Л.В. Сурова, В.Ю. Троицкий). Размышления и деятельность всех названных, а также многих неназванных ревнителей национальной культуры, убеждают в том, что адекватно судить о духовной традиции отечественной педагогики возможно лишь через обращение к православному контексту, актуализацию педагогического потенциала православия, анализ сложившейся социально-педагогической ситуации. Трудность такого подхода связана, главным образом, с общей неразработанностью проблемы адаптации воспитательного содержания православной антропологии и православной аскетики к потребностям современной светской педагогики, что необходимо для описания православной педагогики как особой воспитательной системы (Н.А. Белканов, о. А. Гармаев, О.В. Долженко, о. А. Кураев, А.И. Осипов, В.А. Разумный, И.М. Сулима).

Важным методологическим основанием является идея Е.Ярославского о том, что именно «… с детских лет в сознание ребенка входит целый ряд религиозных понятий, образов, причем, именно в те годы, когда ребенок наиболее впечатлителен» (Ярославский Е.О. О религии. – М., 1957. С. 109-110). В итоге эти понятия иногда составляют более или менее целостную систему, систему миропонимания. Как концептуальная принята идея философа А.И. Ильина о единстве духовного, нравственного и патриотического воспитания: воспитание детей есть именно пробуждение их бессознательного чувствилища к национальному и духовному опыту, укреплению в нем их сердца, их воли, их воображения и их творческих замыслов. Забыв о правильном соотношении общечеловеческого и своего родного, мы воспитываем человека без Родины, которому безразличны ее судьбы».

Авторы учитывали мировоззренческие позиции выдающегося православного философа и психолога В.В.Зеньковского о наличии духовной жизни в ребенке, необходимости и возможности творческого развития системы духовной культуры, в рамках которой должна быть построена и система православной педагогики. Центральным понятием выступает духовная жизнь личности, в осуществлении которой и есть смысл развития, т.е. не просто «движение к дифференцированию и объединению психики, но и к раскрытию индивидуальности». (В.В.Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд христианская жизнь 2002. С.76). Возможность, доступность постижения ребенком духовных категорий  обеспечивается исходной гипотезой, что «интуиция смысла в мире… является началом и движущей силой религиозного сознания ребенка», (там же, с.170), религиозные категории вызывают у него горячий интерес, непосредственную веру в то, что во всем есть смысл. «Касание к этой сфере смыслов изначальная точка всей духовной жизни ребенка – умственной, религиозной, моральной, эстетической. Все религиозные явления столь богатые и насыщенные, не требуют для детского сознания никаких усилий при их оформлении. Возможность и целесообразность духовного воспитания в этом возрасте определяется тезисом о том, что в детском возрасте «изначальное раздвоение в духовной сфере не достигает еще плана сознания, что со стороны сознания нет еще ничего, что усиливало бы или подчеркивало возможность роста личности в противопоставлении себя, своей самости Богу. Наивный эгоцентризм ребенка в эту пору не мешает ни развитию живого интереса к окружающему миру, ни простоте и серьезности обращении души к Богу» (там же, с.171-172).

Сегодня сама идея православного воспитания как одухотворения че ловека приобрела новый смысл и ценность, и не случайно в поисках путей духовно-нравственного воспитания современная педагогика все чаще об ращается к опьпу прошлого. Востребовать этот опыт помогает то, что вос питание человека в духе православия опиралось на принципы, которые но сят вневременной характер, не зависят от социально-политических перемен или идеологической моды, а значит могут послужить надежными ори ентирами при построении новых образовательных систем.

Не случайно педагогические рассуждения являются обязательным компонентом творчества древнерусских мыслителей. Например,  поучение митрополита Иллариона («Слово о Законе и Благодати»).

Секуляризация XVIII века, суть которой состояла в утрате национальной традиции воспитания, породила в XIX веке задачу философско- педагогического осмысления прошлого, настоящего и будущего России. Решение этой задачи в творчестве русских мыслителей-любомудров (Веневитинов Д.В., Киреевский И.В. и др., славянофилы в середине XIX в., религиозные философы в конце XIX – начале XX вв.) неизменно предполагало актуализацию многовековой традиции православного воспитания. Стремление русских мыслителей выявить воспитательный потенциал православия закономерно привело к тому, что в подходе к воспитанию вопрос о «вере» стал ключевым в педагогических поисках XIX – начала XX столетий. Фундаментальный педагогический смысл проблемы «веры» с особой силой выразил в своем творчестве Л.Н. Толстой, поставивший вопрос в «Анне Карениной» с предельной откровенностью: «Без веры в Бога как же вы будете воспитывать детей?». Такой подход разделяли и великие русские педагоги П.Ф. Каптерев, А. Рачинский, К.Д. Ушинский, по мнению которых, заимствования с Запада, должны быть осторожными, взвешенными и отвечать как народному характеру, так и православной педагогической традиции.

Целью воспитания является выработка у отдельных людей и общества в целом определенной, свойственной данному народу и основанной на мировоззрении данного народа нравственности – своеобразного умения и навыка выбирать и совершать в любых жизненных обстоятельствах не просто то, что нравится, но только то из понравившегося, что в свете имеющегося общественного опыта не губительно, не вредно для жизни и поэтому будет способствовать ее продлению, а значит, и сохранению самой возможности выбирать понравившееся в дальнейшем. Простой пример: если человеку по неведению понравится какой-то красивый, вкусный, но смертельно ядовитый плод и он его съест, то в будущем уже не сможет повторить подобный выбор. Подобно пище телесной, пища духовная несет в себе некий внутренний заряд воздействия на человека, в данном случае воздействия духовного, мировоззренческого, суть которого, в конечном счете, сводится либо к утверждению, либо к отрицанию жизни, то есть либо к нравственности, либо к безнравственности. Всякое мировоззрение, отрицающее вечность и непреходящую ценность частного, неповторимого человеческого существования (разные виды атеизма, пантеизма), по сути, является безнравственным, ибо так или иначе внушает идею конца, пресечения данной частной человеческой жизни. Такое мировоззрение может логически оправдать любой вид насилия над другими и над собой, любой вид самоуничтожения (например, употребление наркотиков или прямое самоубийство в обстоятельствах кажущегося жизненного тупика).   Нравственность с ее тягой к сохранению и бесконечному продлению человеческой жизни неизбежно связана с вероисповеданием, ибо только на основе веры как совершенно особого вида познания можно объяснять целостность и неохватную бесконечность бытия. В жизни каждого народа вырабатывается свой нравственный (или относительно нравственный) взгляд на мироздание в целом. В частности, все основательные научные теории, включая самые современные (не говоря уже о больших древних мифологиях, предшествовавших науке) в той или иной степени опираются на веру.

6. Основная идея инновационного проекта

и направления ее осуществления

Реализация инновационного проекта предусмотрена «Программой сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью», подготовленной в рамках «Соглашения о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» от 12 июня 2003 г.

Программы «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа» разработаны НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь и прошли экспериментальную апробацию. Работа над программами велась по благословению Высокопреосвященного Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Настоящий инновационный проект развивает и углубляет результаты проекта, проводившегося в гимназии в 2007-2009 и 2009-2011 гг.

Сущность проекта заключается в возвращении школьников, учащихся к национальным истокам, корням, главным из которых является православие. Вера в добро и справедливость, стремление к милосердию и состраданию, желание помочь ближнему заложены в нас на генетическом уровне. Разбудить этот генетический код можно только и исключительно возвращением к православной вере. Приоритеты светского воспитания ничем не отличаются от нравственных постулатов православия: защита прав и свобод личности, укрепление семьи, нравственный (здоровый) образ жизни, уважение и почитание старших и т.д., и т.д.

Основные идеи проекта:

  1. Приоритет воспитательной деятельности в организации учебно-воспитательной работы в гимназии;
  2. Опора на православные традиции и православное вероучение при организации воспитательной работы в учреждении образования.
  3. Внедрение элементов православия в учебный процесс в рамках существующего законодательства;
  4. Развитие плодотворного, взаимообогащающего сотрудничества гимназии и церкви.
  5. Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников.


Основными направлениями  работы гимназии с целью реализации задач инновационного проекта являются:

1. Работа с педагогами:

- организация постоянно действующего лектория для учителей «Православие и педагогика»;

- сочетание традиционных форм обучения с инновационными, использование компьютерных технологий, сети Интернет (посещение православных сайтов);

- активное использование форм и методов внеаудиторной деятельности (экскурсии, туристические и паломнические поездки, участие в проектах и др.).

-  проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме духовно-нравственного воспитания с приглашением священнослужителей;

- организация открытых занятий, мастер-классов, научно-практических конференций;

- проведение заседаний педагогического совета и методических объединений, посвященных состоянию работы по инновационному проекту;

- организация педагогического самообразования участников проекта по проблеме духовно-нравственного воспитания;

- публикации материалов педагогов-участников инпроекта по результатам внедрения программ духовно-нравственного воспитания;

- организация курсовой переподготовки и повышения квалификации на базе Центра религиозного образования и катехизации, Гомельского областного института развития образования;

- использование святоотеческого наследия как эффективного средства подготовки педагогов к работе по духовно-нравственному воспитанию, способствующего самоопределению личности в системе духовно-нравственных ценностей;

- организация в рамках Гаазовских чтений работы секции для учителей и работников образования «Православие и педагогика»;

- участие в конкурсах творческих работ, которые будут проводиться при содействии БПЦ;

- разработка методических и дидактических материалов и рекомендаций для организации работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.


2. Работа с родителями:

- активизация и корректировка направлений работы семейного клуба «Гармония». Реорганизация его в православный клуб;

- организация постоянных лекториев для родителей с участием представителей БПЦ;

- широкое привлечение верующих родителей к организации воспитательного процесса в школе. Проведение совместных (с учителями, родителями и учениками) мероприятий. Организация совместных поездок, экскурсий;

- изменение подходов к проведению родительских собраний с точки зрения участия в данном проекте, в том числе, регулярное приглашение священников на родительские собрания;

- организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению;

- использование возможностей гимназического сайта для работы с родителями.

3. Работа с  учащимися:

- создание инновационных классов в гимназии:

5А (20 чел.), 5Б (20), 5В (20), 6А (20), 6Б (20), 6В (20), 7А (18), 7Б (21), 7В (24).

- проведение факультативных занятий по курсу «Основы православной культуры»;

- организация кружковой работы по выпуску гимназического православного календаря;

- внешкольная работа по изучению православных храмов Гомельщины, организация туристических и паломнических поездок;

- знакомство учащихся музыкально-хоровых классов с основами церковного пения;

- знакомство учащихся архитектурно-художественных классов с основами иконописи;

- изучение русской литературы в контексте православия;

- привлечение учащихся и их родителей к организации и проведению православных праздников;

- участие в олимпиаде по основам православной культуры, Пасхальных фестивалях, конкурсах, носящих духовно-нравственную тематику (Свято-Покровские чтения, Гаазовские чтения)   и т.д.

4. Работа с православными приходами:

В ходе реализации инновационного проекта внедряется в практику План совместной работы учреждения образования и православного прихода, утвержденный решением Координационного совета Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви по вопросам сотрудничества 24 ноября 2006 года.

На основе «Программы сотрудничества между отделом образования Гомельского горисполкома и гомельской епархии Белорусской Православной Церкви на 2007-2011 гг.» реализация Программы сотрудничества между ГУО Гимназия №58 и приходом храма Божией Матери «Всех скорбящих радость» Гомельской епархии Белорусской православной церкви, Программы сотрудничества между ГУО Гимназия №58 и приходом храма святого Великомученика и Целителя Пантелеимона Гомельской епархии Белорусской православной церкви.

Сотрудничество с отделом религиозного образования и катехизации Гомельской епархии Белорусской православной церкви.

Сотрудничество с редакцией газеты «Сретение», другими православными изданиями.

Участие детей в православных фестивалях, привлечение их к пению в церкви.

Православные приходы, взаимодействующие с ГУО Гимназия №58, осуществляют просветительскую деятельность среди родителей и педагогов, консультируют педагогов по вопросам духовно-нравственных традиций, участвуют в рецензировании методических материалов (воспитательных планов, сценариев и др.), принимают участие в воспитательных мероприятиях. Взаимодействие приходов с органами управления и учреждениями образования осуществляется на основе Программы сотрудничества или Плана совместной работы в соответствии с рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь (Методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2005 г. № 21-12. 193-2).


  1. 7. Описание программы, сроков проведения инновационной деятельности

Цель программы: создание системы духовно-нравственного воспитания в работе с детьми, родителями, педагогами, и обеспечение преемственности в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста и учащихся средних классов на православных традициях белорусского народа.


Задачи:

  1. содействовать расширению знаний о многовековых православных традициях белорусского народа, о ценностных ориентациях христианства и введению их в повседневную жизнь;
  2. способствовать воспитательному процессу формирования духовно-нравственных идеалов школьников, улучшения взаимоотношений в семье и со сверстниками, профилактике отклоняющихся форм поведения;
  3. развивать систему работы с родителями по включению духовно-нравственной составляющей в практику семейного воспитания;
  4. повышать профессиональный уровень педагогов в области духовно-нравственного воспитания школьников и системы самообразования.

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

Март – апрель 2011 г.

Проблемно-ориентированный анализ состояния и результатов образовательного процесса и воспитательной работы.

Обоснование инновационной идеи.

Информирование коллектива.

Диагностика готовности коллектива к инновационной деятельности (ИД).

Разработка и согласование инновационного проекта

Принятие управленческих решений по организации инновационных классов.

Определение педагогами задач инновационной деятельности

Выявление социальных партнеров.

Планирование инновационной деятельности.

Участие педагогов в курсовой подготовке.


Диагностический

Апрель -  май

2011


Диагностика готовности и мотивации педагогов к инновационной деятельности, уровня профессионализма и компетентности педагогов.

Диагностика на входе, определение основных показателей (диагностика потенциальных возможностей и уровня инновационных компетенций членов коллектива, имеющих и недостающих ресурсов, уровня мотивации и затруднения педагогов).

Мотивирование педагогического коллектива (по целенаправленной корректировке ИД).

Ознакомление родителей учащихся с содержанием и задачами  инновационного проекта.

Планово-прогностический


Май – август

2011 г.

Постановка цели и задач проекта, видение реально достижимых, ожидаемых результатов.

Определение участников и утверждение их функциональных обязанностей.

Изучение программы «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 7 классов на православных традициях белорусского народа. Православное краеведение».

Планирование инновационной деятельности каждого участника проекта.

Согласование планов с программой развития и годовым планом гимназии

Подготовка методических разработок в помощь участникам инновационной деятельности.

Определение форм отчетности.

Готовность методической и психологической служб к организации и сопровождению инновационной деятельности.

Диагностика уровня сформированности личностных качеств школьников,  развитие которых прогнозируется в ходе реализации внедряемой программы.


Практический


2011 –

2013 г.

Создание инновационной команды по организационной и методической поддержке проекта.

Распределение функциональных обязанностей между членами инновационной команды и чёткая постановка целей.

Приказ по ГУО «Гимназия № 58 г. Гомеля имени Ф.П. Гааза» об инновационной деятельности.

Организация и проведение установочных инструктивно-методических совещаний, семинаров.

Разработка педагогами специальных программ самообразования.

Создание необходимых условий для реализации программ самообразования.

Мониторинг процесса инновационной деятельности и его результатов.

Коррекция деятельности (проведение рефлексивных встреч, семинаров), консультирование, оказание методической помощи педагогам.

Осуществление контроля ведения обязательной окументации организации работы, эффективности применяемых технологий, методов, приемов.

Посещение и взаимопосещение занятий участниками ИД, выявление успешного опыта.

Подготовка промежуточного отчёта ИД

Анализ промежуточных результатов,  корректировка педагогической деятельности, регулирование инновационного процесса.

Исследование наиболее эффективных приемов и механизмов организации инновационной деятельности.

Организация обмена педагогическим опытом.

Рефлексивные и инструктивно-методические совещания.

Участие в научно-практических семинарах и конференциях.

Систематическая учеба и самообразование по теме инновационной деятельности.

Диагностика промежуточного результата


Календарный план реализации программы на 2011/2013 г.г.

п/п

Содержание работы

Сроки

исполнения

Ответственные

1

Создание инновационной команды по организационной и методической поддержке проекта

Май-август 2011г.

Петухов В.И., директор гимназии № 58

2

Подготовка методических рекомендаций по вопросам духовно-нравственного воспитания школьников

Май-август 2011г.

Жихарева Э.И., методист, Синеокина О.В., педагог социальный


3

Консультирование педагогов по работе в инновационный период

1 раз месяц в течение  всего периода инновационной деятельности

Петухов В.И., директор гимназии № 58, Жихарева Э.И., методист, Синеокина О.В., педагог социальный, протоиерей В.Сулимов.

4

Проведение инструктивно-методического совещаний и рефлексивных планёрок

С Августа 2011

в течение года

Директор Петухов В.И., методист Жихарева Э.И.

5

Организация инновационной деятельности в работе с учащимися 5-7 классов по программе «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 7 классов на православных традициях белорусского народа. Православное краеведение»

В течение учебного года

2011/2012,

2012/2013

Директор Петухов В.И., учителя – участники проекта деятельности, специалисты СППС

6

Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности

Август –сентябрь

2011

Учителя-участники инновационного проекта

7

Подготовка диагностического материала и проведения мониторинга уровня воспитанности и сформированости духовно-нравственной культуры учащихся

Сентябрь 2011

В течение периода инновационной деятельности

Педагог-психолог Денисенко А.А.

8

Формирование банка методических разработок внедрения по программе «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 7 классов на православных традициях белорусского народа. Православное краеведение»

Сентябрь 2011

Жихарева Э.И., участники инновационного проекта

9

Совместная конференция педагогов и родителей на тему: «Формирование основ духовности и нравственных идеалов школьников».

Сентябрь 2011г

Петухов В.И., протоиерей В. Сулимов, Белая Т.В., зам. директора по ВР, специалисты СППС

10

Организация и проведение  гимназических мероприятий, посвящённые правилам и традициям гимназии способствующие развитию патриотических чувств, пропагандирующие нравственные ценности, способствующие формированию навыков духовно-нравственной культуры и ЗОЖ школьников.

Сентябрь 2011г.

(ежегодно)


Сентябрь 2012г.

Заместитель директора по ВР Белая Т.В., специалисты СППС, классные рук-ли 5-7 классов-участники инновационного проекта

11

Организация и проведение экскурсий и паломнических поездок классных коллективов по святым местам города, Гомельщины,  Баларуси.

В течение всего периода ИД (инновационной деятельности)

Классные руководители 5-7 классов-участники инновационного проект

12

Популяризация и освещение школьных  мероприятий по православной культуре в школьных изданиях «АМ», «Школьный перекрёсток», на Интернет сайте школы

В течение  всего периода ИД

Бегинина Л.И., учитель русского языка и литературы, Петухова Т.В., учитель обществоведения

13

Пополнение фонда школьной библиотеки и видеотеки по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания.


В течение  всего периода ИД (инновационной деятельности)

Директор Петухов В.И., зав. Библиотекой

14

Самообразование учителей по индивидуальным планам (собеседование)

Один раз в четверть

Учителя-участники инновационного проекта

15

Организация и проведение  гимназических мероприятий, пропагандирующие семейные ценности

Октябрь 2011г.

(ежегодно)


Октябрь 2012г.


Заместитель директора по ВР Белая Т.В., специалисты СППС, классные рук-ли 5-7 классов

16

Организация  и проведение постоянно действующего лектория для учителей «Восхождение».

Октябрь 2011г.

И в течение всего периода ИД

Петухов В.И., директор гимназии № 58, Жихарева Э.И., методист, Синеокина О.В., педагог социальный, протоиерей В.Сулимов.

17

Сотрудничество с редакцией гомельской православной газеты «Сретение»

В течение всего периода ИД

Петухов В.И., директор гимназии, Бегинина Л.И., учитель русского языка и литературы.

18

Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме инноватики, включая электронные носители в Интернет

В течение всего периода ИД

Методист Жихарева Э.И.,
Синеокина О.В., педагог социальный

19

Создание методического комплекса инноватики: перспективные планы,  методические разработки факультативных занятий, классных часов, сценарные разработки гимназических праздников

В течение всего периода ИД

Методист Жихарева Э.И., учителя-участники инновационного проекта

20

Активизация работы семейного клуба «Гармония».

Организация встреч  священнослужителей с родителями  по вопросам  ознакомления с нравственными законами православной веры, с православными традициями семейного воспитания.

Октябрь 2011г.

Декабрь 2011г.

Январь 2011г.

Март 2011г.


И в течение 2012г.

Специалисты СППС, классные руководители 5-7 классов, священники В. Сулимов, В. Качан.

21

Уроки нравственности, организация и проведение  цикла гимназических мероприятий  по профилактике отклоняющихся форм поведения.

Ноябрь 2011г.

И  течение всего периода ИД

Специалисты СППС, классные рук-ли 5-7 классов, протоиерей В. Сулимов

22

Проведение на базе гимназии городских Свято-Покровских образовательных чтений. Участие педагогов в работе секций с методическими разработками (из опыта работы).

Ноябрь 2011г.

(ежегодно)


Ноябрь 2012г.

Директор Петухов В.И., протоиерей В. Качан, директор отдела религиозного образования и катехизации Гомельской епархии БПЦ

23

Организация постоянно действующего методического семинара для учителей, участников инновационного проекта

2011-ноябрь

2012-январь

2012-апрель

2013-октябрь

2013-декабрь

2013-февраль

Методист Жихарева Э.И.

24

Разработка положения на лучшую методическую разработку по формированию духовно-нравственной культуры школьников и родителей

Ноябрь 2011г.

Методист Жихарева Э.И.

25

Проведение семейных праздников светского и церковного календаря с участием родителей и детей в их подготовке и поведении.

В течение периода ИД

Классные руководители 5-7 классов-участники инновационного проекта учителя музыки, учителя ИЗО.

26

Участие священнослужителей в общешкольных родительских собраниях, заседаниях методических объединений классных руководителей.

Декабрь

и в течение периода ИД

Методист Жихарева Э.И., священники В.Качан, В.Сулимов

27

«Закон и совесть», цикл мероприятий по правовому просвещению школьников, пропаганде правовой культуры и нравственных норм.

Декабрь 2011г.

(ежегодно)

Декабрь 2012г.

Специалисты СППС, классные руководители, протоиерей В.Сулимов

28

«Традиции милосердия в православной культуре белорусского народа», мероприятия по организации участия школьников в городской благотворительной акции милосердия «Волшебство под Рождество», районной «Наши дети» (подготовка подарков детям, признанных находящимися в СОП, детям из приёмных семей,  малообеспеченных семей).


Декабрь-январь 2011г.

(ежегодно)

Декабрь-январь 2012г.


Специалисты СППС, классные руководители- участники инновационного проекта

29

Организация участия школьников в конкурсах творческих работ, музыкальных конкурсах, фестивалях, проводимых при содействии БПЦ.


Декабрь – январь

и в течение периода ИД

Зам. директора по УР Марченко Л.В., учителя ИЗО

30

Организация и проведение благотворительных рождественских концертов в гимназии, в детской областкой клинической больнице, в социальном приюте (ГСПЦ)


Декабрь-январь 2011, 2012

(ежегодно)

Смолич Н.Э., зам дир. по УР, учителя музыки, Горская Т.А., педагог организатор

31

Организация мероприятий в рамках гимназического Рождественского фестиваля

Январь 2012г.

(ежегодно)


32

Организация и проведение ежегодного городского конкурса, научно-исследовательских работ учащихся – «Гаазовские чтения», с работой секции «Православная культура», авторских и творческих работ учащихся.

Февраль 2012г.

(ежегодно)

Февраль 2013г.

Директор Петухов В.И., заместители директора по УР и ВР

33

Продолжение работы с учащимися и родителями по реализации проекта «Храмы нашего города» (оформление наглядного материала в классе для проведения заочной экскурсии для учащихся гимназии):

-Храм святого благоверного Александра невского,

-Храм святого праведного Иоанна Кормянского,

-Храм святого великомученика и целителя Пантелеймона.


Февраль 2012г.

Классные руководители 5-6 классов-участники инновационного проекта

34

Организация классных  праздников:

«Доброе имя – в славе моего Отечества»

Февраль 2012г.

Классные руководители 5-7 классов-участники инновационного проекта

35

Подготовка к мероприятиям и участию, учащихся гимназии в рамках городского пасхального фестиваля, участию в творческих конкурсах .

Март 2012г.

(ежегодно)

Заместители директора по УР, учителя ИЗО, учителя музыки.

36

«Всё у Бога в радости живёт», организация цикла пасхальных мероприятий, посвящённых приобщению школьников к ценностям православной культуры

Март-апрель 2012г (ежегодно)

Классные руководители- участники инновационного проекта, учителя музыки, ИЗО, протоиерей В.Сулимов

37

«Спасибо за жизнь», организация цикла мероприятий патриотической направленности

Май 2012г.

Учителя русского языка и литературы, классные руководители участники инновационного проекта

38

Проведение Дня белорусской письменности

Май 2012г

Учителя белорусского языка и литературы

39

Создание электронной библиотеки, медиатеки, видеоархива.

В течение работы ИД

Администрация гимназии, Жихарева Э.И.

40

Организация ознакомительных экскурсий к историческим памятникам, православным святыням Гомельщины.


Сентябрь-июнь 2011-2013г.

Классные руководители участники инновационного проекта

41

Продолжение работы с учащимися и родителями по реализации проекта «Храмы нашего города» (оформление наглядного материала в классе для проведения заочной экскурсии для учащихся гимназии)

Сентябрь-май 2013

Классные руководители, участники инновационного проекта

42

Организация фотовыставки «Загляните в семейный альбом» ко Дню матери.

Октябрь 2012г.

Классные рук-ли, Горская Т.А., педагог организатор

43

Работа родительской и педагогической общественности по пропаганде лучших отечественных традиций семейного воспитания.

На протяжении всей инновационной деятельности

Заместитель директора по ВР, протоиерей В. Сулимов, классные руководители

44

Проведение мониторинга на каждом этапе ИД, включающего в себя исследование морального климата коллектива педагогов, школьников и их родителей.

На протяжении всей инновационной деятельности

Специалисты СППС, классные руководители

45

Систематическая учеба, участие в курсовой подготовке и самообразование по теме инновационной деятельности.


На протяжении всей инновационной деятельности

Гомельский областной институт развития образования, классные руководители

46

Подготовка промежуточного отчёта инновационной деятельности.


Февраль-март 2012


Директор Петухов В.И.

47

Подготовка итогового отчёта инновационной деятельности

Февраль-март 2013


Директор Петухов В.И.

48

Обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами.

Февраль-март 2013г.

Директор Петухов В.И., методист Жихарева Э.И.

49

Рецензирование материалов инновационной деятельности.

Апрель 2013г.

Гомельский областной институт развития образования

50

Подготовка материалов к научно-практической конференции.

Апрель 2013г.

Методист Жихарева Э.И.

51

Совместная конференция педагогов и родителей по результатам работы в  период ИД

Май 2013г.

Директор Петухов В.И., пед. Коллектив, протоиерей В.Сулимов

52

Создание и распространение нформационных листков для родителей и педагогов.

В течение работы в период ИД

Методист Жихарева Э.И.

53

Обобщение и описание педагогического опыта.

Март-июнь 2013

Методист Жихарева Э.И.

54

Разработка методических рекомендаций по внедрению программы «Внедрение модели организационно-методического обеспечения программ духовно-нравственного воспитания учащихся 5 – 7 классов на православных традициях белорусского народа. Православное краеведение» в практику работы гимназии № 58

Апрель-май 2013

Директор Петухов В.И., Жихарева Э.И.

9. Описание критериев и показателей определения эффективности инновационной деятельности:

Для определения эффективности инновационной деятельности по внедрению программ духовно-нравственного воспитания в аспекте ее влияния на становление личности и социальных отношений детей определены следующие критерии и показатели:

№№ п/п

Критерии

Показатели


1.







2.









3.








4.

Личностное развитие







Воспитанность









Обученность








Поведение

-   преобладание созидательной направленности личности;

-   приоритет нравственных мотивов в мотивационно-потребностной сфере ребенка;

-   положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, позитивная этническая самоидентичность, гуманность;

-   миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;

-   проявление внимания и заботы о своих близких, одноклассниках, других людях;

-   конвенциальная корректность в построении отношений с представителями других конфессий;

-   стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;

-   представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни;

-   знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;

-   представление о граждпнственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений мальчиков и девочек, младших и старших;


-   соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям;

-   владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов.

Предполагается использование метода наблюдения за взаимодействием детей с целью определения паттернов миролюбивого и конфликтного поведения; беседы с педагогами и родителями о динамике личностных и поведенческих проявлений детей. Беседы с детьми с целью выявления их представлений о гражданственности, патриотизме, моральном поведении, о степени представленности в ролевой структуре личности набора конвенциональных ролей (я – белорус, гражданин).



10. Кадровое обеспечение инновационного проекта

Государственное учреждение образования «Гимназия №58 г. Гомеля  имени Ф.П.Гааза»

Ф. И. О.

Занимаемая должность

Функция в проекте

Петухов В.И.

Директор гимназии

Управление инновационным проектом

Белая Т.В.

Заместитель директора по воспитательной работе

Организация воспитательного процесса

Жихарева Э.И.

Учитель начальных классов

Организация учебного процесса, управление проектом

Денисенко А.А.

Педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение

Синеокина О.В.

Педагог-социальный

Социально-педагогическое сопровождение, управление проектом

Горская Т.А.

Педагог-организатор

Организация и проведение воспитательных мероприя- тий духовно-нравственной направленности.

Череухина О.И.

Зав. библиотекой

Информационное обеспечение

Пранкевич Е.Н.

Учитель белорусского

языка


Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 5А

Клиновенко Е.В.

Учитель математики

Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 5Б

Матвеенко А.В.

Учитель английского языка

Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 5В

Бегинина Л.И.

Учитель русского языка

Непосредственное осуществление учебно-воспитательного процесса в православном классе. 6А

Ковалёва И.В.

Учитель биологии

Непосредственное осуществление учебно-воспитательного процесса в православном классе. 6Б

Ермакова И.В.

Учитель английского языка

Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 6В

Дербенёва С.Г.

Учитель русского языка

Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 7А

Завирухина Г.И.

Учитель белорусского

языка


Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 7Б

Жихарева Э.И.

Учитель начальных классов

Непосредственное осущест- вление учебно-воспитатель-

ного процесса в православ-

ном классе. 7В


Создание классов для детей из православных семей в учреждениях образования связано с реализацией права родителей на выбор характера воспитания и образования для своих в соответствии с собственными учреждениями («Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г., ст.18)

Организация классов для детей из православных семей в учреждениях образования позволяет устранить противоречия между семейным и общественным воспитанием, использовать воспитательный потенциал отечественных православных культурных традиций. Создание классов предусмотрено методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2005 г. № 21-12/193 – 2 «О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образованием и учреждений образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности» и направлено на практическое решение задач обеспечения сотрудничества государства и Церкви в воспитании подрастающего поколения.

Классы детей из православных семей в учреждениях образования открываются администрацией по запросу родителей или лиц их заменяющих с ведома органов управления образования и благочинного данного церковного округа во всех типах государственных и негосударственных дошкольных учреждений на территории Республики Беларусь (Методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 09.09.2005 г. № 21-12, 193-2, п.9). Создание таких классов может предусматриваться Программами сотрудничества органов управления образования и Белорусской Православной Церкви на уровне области или района (города).

11.Материально-техническое обеспечение

Для    реализации инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию в гимназии создана соответствующая материально-техническая база:

  • многофункциональный   кабинет православной культуры для

проведения, лекториев, конференций, уроков  по основам православной культуры. Кабинет оборудован компьютером, телевизором, м/медийным проектором, экраном;

  • кинозал, где с помощью компьютера и мультимедийного проектора

организуется просмотр фильмов и мультфильмов. Подборка фильмов осуществляется в соответствии со структурой и содержанием инновационного проекта;

  • дидактический        материал:      таблицы    А.В.Бородиной    «Основы

православной культуры»;

  • периодические издания: Православный журналы для детей и юношества «Божий Мир», Москва, журнал «Сретение», Гомель, (выписывается на каждый класс и в библиотеку), духовно-просветительский журнал «Врата Небесные», Минск, духовно-просветительская газета «Воскресение», Минск, газета «Календарь православных праздников». Мн.: ОДО «Знамение», журнал «Духовно-нравственное воспиание»;
  • более 70 изданий духовной литературы: энциклопедии, справочники, работы Ганаго Б.А., А.Кураева, М.Дунаева, святоотеческая литература;
  • более 150 сценариев мероприятий, праздников, классных часов, уроков, факультативных занятий, литературно-музыкальных композиций, разработанных учителями гимназии;
  • музыкальная литература по теме инновационного проекта (ноты, партитуры, партии); учебные кабинеты для занятий музыкой;
  • специальная литература по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
  • медиатека, насчитывающая более 50 CD и DVD дисков с фильмами, лекциями, беседами, православными песнопениями, библейскими историями, житиями святых и т.д.
  • три компьютерных класса (один с выходом в Интернет);
  • выход в Интернет из гимназической библиотеки;
  • использование возможностей гимназического сайта.


12.     Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение

В ходе реализации инновационного проекта используются следующие нормативно-правовые документы: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании, Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях», Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка», Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью, Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом, инструктивно-методическое письмо МО РБ от 16.09.1997 г. №12-3/363 «Об отношении государственных учебно-воспитательных учреждений к религиозному обучению и воспитанию учащихся», инструктивно-методическое письмо МО РБ от 14.06.1999 г. №12-4/566 «О взаимоотношениях государственных учебно-воспитательных учреждений с религиозными организациями и противодействии деструктивным сектам в учреждениях образования Республики Беларусь», инструктивно-методическое письмо МО РБ от 09.09.2005 г. №21-12/193-2 « О порядке, условиях, содержании и формах сотрудничества органов управления образования Республики Беларусь со структурами Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитательной и образовательной деятельности», «Комплексную программа сотрудничества Гомельского областного исполнительного комитета и Белорусской Православной Церкви в Гомельской области», «Программа сотрудничества между отделом образования Гомельского горисполкома и Гомельской епархией Белорусской Православной Церкви», Программа сотрудничества между ГУО Гимназия №58 и приходом храма Божией Матери «Всех скорбящих радость» Гомельской епархии Белорусской православной церкви, Программа сотрудничества между ГУО Гимназия №58 и приходом храма святого Великомученика и Целителя Пантелеимона Гомельской епархии Белорусской православной церкви.

Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников (1-4 кл.) на православных традициях белорусского народа»;

Программа «Основы православной культуры (занятия по интересам) для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. 1-4 классы»;

Программа «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа (музыка) 1-4 классы»;

Программа «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа (живопись) 1-4 классы»;

Программа «Духовно-нравственное воспитание школьников (5 и 7 классы) на православных традициях белорусского народа»;

Программа факультативного курса для 5 класса «Основы православной культуры. КРУГ СВЕТЛЫХ ДНЕЙ: Православный народный календарь»;

Программа «Духовно-нравственное воспитание школьников на православных традициях белорусского народа (музыка) 5-8 классы»;

Программа «Основы православной культуры (факультативный курс) для учреждений, обеспечивающих получение среднего образования. 5-12 классы»;

Программа «Страницы истории христианства».

Все вышеуказанные программы рекомендованы Координационным советом Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской православной церкви по вопросам сотрудничества

13.Финансово-экономическое обеспечение

Внедрение инновационного проекта предполагает введение надбавок к заработной плате участникам проекта через централизованную бухгалтерию отдела образования. Предполагается привлечение благотворительной и спонсорской помощи для приобретения литературы, подписки на периодические издания, приобретение аудио- и видео- материалов.     Дополнительное бюджетное финансирование не требуется.


Авторы проекта:                                                       В.И.Петухов

О.В. Синеокина

Э.И.Жихарева

Научные консультанты:                                        Л.В. Финькевич

А.В.Бройко







 
Наши достижения
PreviousNext

Обратная связь

Обращения граждан и юридических лиц в главное управлении образования Гомельского облисполкома принимают по телефону (75 63 23 - приемная), на адрес электронной почты (office@gomeluo.gomel.by) и сайте (www.gomeluo.gomel.by)

Управление образования Гомельского городского исполнительного комитета


Белорусская ассоциация "КОНКУРС"

Факультет довузовой подготовки ГГТУ


Конкурс имени Вернадского

Организация - участник Конкурса им. В.И.Вернадского

Календарь праздничных дней и памятных дат

Смотреть

Ссылки на образовательные порталы

rikz.by

kudapostupat.by


Каждый четверг классный руководитель с классом выходят на закрепленные им территории для уборки


Могилевский институт МВД

Могилевский институт МВД Республики Беларусь




"Горячая линия" по выявлению неблагополучных семей заработала в Гомеле. Звонить на «горячую линию» можно  ежедневно с 19 до 21 часа по телефонам 62-25-13 и 62-37-83.

Отделом образования, спорта и туризма администрации Советского района г. Гомеля организована "горячая линия" с 08:30 до 17:30 (понедельник-пятница) для выявления фактов угрожающих здоровью и жизни несовершеннолетних. тел. "горячей линии": 40-66-65

Поиск информации

     

Министерство образования республики БеларусьaduДетский правовой сайтАкадемия последипломного образованияГомельский городской исполнительный комитетГомельский областной институт развития образования